Командный чемпионат Москвы Печать
Автор: Татьяна   

ПЕРВЫЙ  БЛИН

 В этом учебном году мы решили принять участие во взрослом командном чемпионате Москвы, чтобы наши юные спортсмены получили опыт игры в серьезных шахматных турнирах, которого большинство из них пока не имеет. К сожалению, совершить подвиг бойцы не сумели и, хотя и боролись в ряде эпизодов на равных с заметно превосходившими их по возрасту,  шахматным разрядам и рейтингам соперниками, но оказать достойное сопротивление на протяжении всей партии никому не удалось. В результате наша команда сумела сделать лишь одну ничью в семи матчах и, набрав усилиями старших товарищей (тренера школы и папы одного из учеников), прикрывших две первые доски, 7,5 индивидуальных очков, заняла последнее место.

Несмотря на столь плачевный результат, нельзя сказать, что все плохо. Ведь удалось проверить, кто чего стоит не только в шахматном, но и в спортивном отношении. Например, можно отметить Андрея Широкова, который, заметно уступая соперникам в опыте и знаниях, в отдельных партиях и фрагментах сумел продемонстрировать завидную сопротивляемость. А вот Егору Лисовскому, пожалуй, следовало бы прибавить именно в этом – спортивном - компоненте шахматной борьбы. Ведь по уровню знаний и понимания игры он – одни из лидеров нашей школы, что лишний раз подтвердили сыгранные им в этом турнире партии. Например, в первом туре Егор сумел переиграть соперницу, рейтинг которой был выше более чем на 500 пунктов. Но все усилия перечеркнул грубый зевок. Можно было бы предположить, что подвела выносливость, а значит, слабая физическая подготовка. Но это вряд ли: Егор – наш ведущий футболист, который, в отличие от некоторых «сачков», не пропускает воскресных тренировок. Да и во дворе тренируется регулярно. Так что с ОФП все в порядке. Следовательно, проблему следует искать именно в области психологической подготовки. Поработав в этом направлении, Егор мог бы заметно улучшить свои шахматные результаты. Самая опытная наша шахматистка Наташа Романенко не смогла сыграть в свою силу: видимо,  из-за проблем со здоровьем ей не удалось должным образом настроиться на турнир. Кроме того, сказалась застарелая «травма», приобретающая уже хронический характер: Наташа, несмотря на многократные благие намерения, никак не может выучить содержимое своих дебютных тетрадок. И частенько в дебютной стадии партии  встает на одни и те же грабли. На ее уровне это уже достаточно большая фора соперникам, которую можно и не отыграть. Что наглядно продемонстрировал данный турнир. В свете произошедшего становится тревожно за предстоящий в осенние каникулы финал чемпионата Москвы. Конечно, Наташа очень волевая спортсменка, но без конкретных шахматных знаний формулы «сила воли плюс характер» может не хватить для достойного выступления. Наташа, учи матчасть!

Продолжая разбор полетов, коснемся и других уроков прошедшего соревнования. Не станем сейчас разбирать чисто шахматные ошибки – они будут (или уже) изучены на занятиях. А вот на некоторых казусах, случившихся в ряде партий, остановимся поподробнее. Оказывается, не все наши 1-2 разрядники четко знают правила рокировки. Например, в партии одного из них соперница неправильно рокировалась в длинную сторону, а он заметил это лишь ходов 5 спустя…  Другой юный шахматист сам неправильно рокировал – уже в направлении королевского фланга. Правда, нельзя сказать, что у этих спортсменов не было достойных предшественников. Шахматной истории известны случаи, когда некоторые знаменитые гроссмейстеры прибегали во время своих партий к помощи судей, дабы уточнить некоторые нюансы при выполнении этого замысловатого шахматного хода. И все же, несмотря на такое почетное соседство, хотелось бы навсегда ликвидировать этот пробел в знаниях.  А заодно проверим и знания наших читателей - с помощью теста.

1.Могут ли белые в этой позиции рокироваться в короткую сторону?

2.А в длинную?

3.Возможна ли рокировка в такой ситуации?

113

4.Допускается ли в данной позиции длинная рокировка?

5.А короткая?

6.С какой фигуры следует начинать рокировку – с ладьи или с короля, или это не имеет значения?

Ответы – в конце заметки.

 

В продолжение темы шахматных казусов и – особенно – в преддверии стартующих полуфиналов первенства Москвы будет нелишним напомнить особенности еще кое-каких шахматных (и околошахматных) ходов. Чтобы все наши ученики четко знали правила и не только следовали им, но и сумели бы, если понадобиться, постоять за себя и свои интересы в спорных ситуациях.

 Какие же опасности могут подстерегать неопытного пловца в бурных водах шахматного турнира? Очень распространена проблема, связанная с трактовкой правила «взялся – ходи». Выглядит оно следующим образом: «Игрок обязан пойти фигурой (или пешкой), если он взялся за нее С НАМЕРЕНИЕМ СДЕЛАТЬ ХОД». Обратите внимание на выделенную фразу. Она означает, что, если вы случайно коснулись или задели фигуру то вовсе не обязаны ходить именно ею. В детских (да и не только) турнирах время от времени, к сожалению, возникает ситуация, когда какой-нибудь игрок (по собственному незнанию или еще почему-либо) пытается заставить соперника сделать ход в такой ситуации. Не следует идти у него на поводу. В худшем случае он вынужден будет обратиться к судье, которому вы  уверенно изложите свою версию событий. Ну а если вам захотелось поправить что-то на доске, не забудьте четко сказать: «Поправляю».

Другой спорный момент может возникнуть при превращении пешки, достигшей последней горизонтали. Чтобы не давать сопернику повода для придирок, следует, НЕ ПЕРЕКЛЮЧАЯ ЧАСЫ, исполнить следующий маневр: поставить пешку на восьмую (для черных – первую) горизонталь, назвать фигуру, в которую вы хотите ее превратить (например, «ферзь»), заменить эту пешку на названную фигуру и только после этого переключить часы. Ход считается сделанным (завершенным), когда  пошли часы соперника. Наиболее распространенная неточность, которая порой происходит при выполнении этого сложносочлененного хода, следующая: шахматист не ставит свою пешку на последнюю горизонталь, а, оставляя ее на 7-й (2-й), заменяет фигурой на 8-м (1-м) ряду. Некоторые придирчивые соперники могут попытаться воспользоваться этой «технической» помаркой. Лучше, конечно, не давать подобного повода, но, если так случилось, то следует твердо знать, что шахматные правила не имеют в этом пункте четкой трактовки. Таким образом, и второй способ превращения пешки в фигуру вполне возможен.

В завершение этой импровизированной лекции о не совсем шахматных способах ведения шахматной борьбы рассмотрим случаи, когда один из партнеров делает неправильный ход. Какая кара может постигнуть его в этом случае? Если, делая рокировку, шахматист сначала взялся за ладью и лишь затем – за короля, но по правилам ему придется сделать ход ладьей. Если сделан просто невозможный ход, например, конь с b1 прыгнул аж на с4, то хозяину такого прыткого скакуна придется сыграть именно этой фигурой, сделав ею один из правильных ходов – по его (игрока-хозяина) собственному выбору. Если шахматист попытался сделать ход связанной фигурой, открыв при этом шах собственному королю, то в партии в классические шахматы он сохраняет право сделать любой правильный ход любой фигурой (в отличие от блица, в котором подобное может быть наказано немедленным поражением). А что делать в случае, если вы, взявшись последовательно за короля и ладью, попытались сделать короткую рокировку в позиции на следующей диаграмме?

Соперник, конечно, зафиксирует невозможный ход (догадались, почему?). Согласно правилам, в этом случае вам придется ходить королем, которого вы тронули первым при попытке рокировать. Значит ли это, что вы вообще лишились права на рокировку? Отнюдь. Так, в рассмотренном примере вы можете запросто рокироваться в длинную сторону. Ведь, если разобраться, рокировка – это и есть в первую очередь ход королем. 

Еще несколько слов о психологической устойчивости. Иногда соперник может вольно или невольно оказывать на вас психологическое давление. Необходимо научиться противостоять подобным воздействиям. Либо просто не обращая внимания, либо – в идеале – находить в этом дополнительный стимул для концентрации всех своих сил на данной партии. Ведь шахматы – очень демократичная игра, в которой все решается за доской. Побеждает сильнейший. 

Вот сколько интересных и полезных уроков – и это не считая собственно шахматных – удалось извлечь, анализируя итоги всего одного соревнования. Надеемся, что опыт сыгравших в нем наших  учеников поможет не только им, но и другим юным шахматистам.

 

Ответы на вопросы:

1.Не могут, поскольку после такой «рокировки» их ладья окажется под боем (слона).

2.Могут, поскольку тот факт, что ладья белых в данный момент находится под боем, никак не влияет на их право сделать рокировку.

3.Невозможна, так как король находится под шахом.

4.Допускается, поскольку в результате такого хода ни король, ни ладья не оказываются под боем (шахом): черный ферзь стреляет в пустоту.

5.Короткая рокировка невозможна, поскольку на g1 белый король окажется под шахом.

6.Совершая рокировку, следует в первую очередь переставить короля и лишь затем – ладью. Иначе соперник может потребовать от вас вместо рокировки сделать ход ладьей.